Дороги из бетонных дорожных плит могут служить десятки лет, если они построены в соответствии с технологическими нормами — на щебёночно-песчаной подушке, с предварительным выравниванием и уплотнением грунта. Однако нередко дорога перестаёт быть нужной, а плиты, которыми она вымощена, требуются для изготовления другого пути. В этом случае необходим демонтаж дорожных плит.
Причины демонтажа дорожных плит
Эта услуга может потребоваться в следующих случаях:
- при потере актуальности путепровода и решении об использовании его плит для других нужд;
- при необходимости замены плиты из-за её разрушения — растрескивания, сдвига или осыпания;
- при ликвидации дороги без повторного использования плит.
Разборка временной дороги из плит с их сохранением существенно отличается от аналогичного демонтажа постоянной дороги. Основное различие для демонтажных работ этих путепроводов заключается в трудоёмкости предварительных операций.
Так, на временных дорогах плиты укладывают с зазором в несколько сантиметров, без сварочного соединения по петлям или скобам. Укладка производится непосредственно на выровненный грунт, поэтому контуры плит и расположение петель при демонтаже легко устанавливают визуально.
Сколько бы ни лежали плиты на временной дороге, поднять их с помощью крана достаточно легко. Даже если отсутствуют петли, на плиты надевают специальные захваты и отрывают их от земли. Далее путь известен — их грузят в штабели по 3-4 штуки через прокладки в шаланды и перевозят на место нового строительства временной дороги. Цена работ по демонтажу дорожных плит временных дорог самая низкая, поскольку не требует специальных механизмов и большой трудоёмкости.
Совершенно иначе выглядит демонтаж дорожных плит б/у, находящихся в составе постоянных дорог. Здесь плиты уложены встык, петли или скобы приварены друг к другу через стальные стержни, зазоры заполнены песчано-цементной или бетонной смесью. Ещё более осложняется демонтаж, если дорога из бетонных плит заасфальтирована.
Способы демонтажа плит
При демонтаже дорожных плит постоянных дорог в СПб применяют следующие способы производства работ:
- Ударно-динамический.
- Алмазная резка.
- Безударное гидравлическое разрушение.
При ударно-динамическом воздействии с помощью отбойных молотков и перфораторов
плиту разрушают на куски бетона и арматуру, которые вывозят на полигон или для вторичного использования. Этот способ изобилует шумом и большим количеством пыли, поэтому сейчас применяется редко.
Метод алмазной резки предусматривает нарезку плит по соединительным швам или непосредственно через тело бетонного изделия. Для этого используются электрические швонарезчики, машины канатной резки, двухдисковые бензиновые резчики. Резка по швам позволяет отделить плиты друг от друга, чтобы затем поднять их с помощью крана.
Третий способ используют, когда плиту или её часть после отделения нужно полностью разрушить. Для этого на поверхности плиты сверлят отверстие и вставляют в него гидроклин. Высокое давление нагнетаемого воздуха быстро и без особого шума разрушает самый мощный бетон. В этих работах применяют также гидравлические ножницы и молоты типа «Фрактум».
Расценки по демонтажу дорожных плит зависят от способа и объёма работ. Начальная цена — 200 рублей за квадратный метр.